Умный сад

В апреле 2017 года Губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко дал старт городской инновационной программе «Умный Санкт-Петербург». Это приоритетная программа городского развития, направленная на создание системы управления городскими ресурсами, которая позволит повысить качество жизни петербуржцев и обеспечить устойчивое развитие города.

Реализация программы осуществляется за счет широкого внедрения информационных технологий в управление самыми разными городскими процессами – от уборки территории до системы безопасности школьников. Другими словами, «умный город» призван сделать нашу с вами жизнь лучше и удобнее: повысить уровень комфорта, качество и эффективность обслуживания, снизить расходы и потребление ресурсов. В общем, он подразумевает оптимизацию всей жизни города и целое множество «умных» решений: переработку отходов, создание эффективной транспортной инфраструктуры, системы видеонаблюдения, контроля качества воздуха и многое другое. Плюсы новой концепции очевидны: упрощается управление внутренними процессами города благодаря автоматизации деятельности, а качество жизни растет.
Петроградскому району Санкт-Петербурга в этом процессе отведена особенная, «пилотная» роль. Именно здесь была построена система прогнозирования и принятия решений, на базе которой сейчас формируется общегородская система АПК «Безопасный город». Здесь же была впервые опробована автоматизация жилищно-коммунальной сферы: как в системе управления уборочной техникой, так и в управлении персоналом. Еще в ноябре 2016 года все дворники Петроградского района получили трекеры, отслеживающие их местоположение. Трекеры позволяют в режиме реального времени следить за комплектацией штата, видеть, сколько человек вышло на работу. А также – синхронизировать управление работой дворников с механизированной уборкой улиц. Все просто: тротуар должен быть очищен, а снег сложен на обочине как раз к тому моменту, когда мимо проедет снегоуборочная машина.
С начала второй четверти 2016-2017 учебного года во всех образовательных учреждениях Петроградского района также запущена внедренная по заказу городского Комитета информатизации и связи система электронного наблюдения за учениками. Система позволяет не только отслеживать время прихода и ухода ребенка в школу, исключить нахождение посторонних лиц в здании, но даже контролировать …меню учеников из данных личного кабинета или с помощью sms-информирования. Да, мы не оговорились! Система помогает родителям полностью контролировать расходы своего чада, а администрация школы освобождается от обязанности ежедневно составлять списки присутствующих. При возникновении чрезвычайной ситуации сотрудники экстренных служб мгновенно получат информацию, сколько детей находится в здании. Контроль прогулов и опозданий учащихся способствует улучшению посещаемости и, как следствие, росту качества знаний. А уверенность родителей в безопасности ребёнка в стенах школы повышает рейтинг учебного заведения.
В 2018-2019 учебный год Петроградский район вступает с еще одной интеллектуальной новинкой – с новой системой «Умный сад».
В декабре 2017 года администрация Петроградского района совместно с компанией DDG запустили пилотный проект по внедрению инновационной системы «Умный сад» в детские сады №96 и №51. Система представляет собой инструмент контроля за состоянием помещений дошкольных учебных учреждений. Пока на контроль программы были взяты всего 3 параметра – экология, безопасность, события.
По каждому из этих показателей «Умный сад» ведет мониторинг в режиме реального времени. Результат работы доступен на сайте системы, как на стационарном компьютере, так и на мобильных устройствах сотрудников учреждения – смартфонах или планшетах. Оперативное получение информации и контроль за изменениями обстановки уже по достоинству оценили директора двух пилотных садиков.
Несколько слов о необходимости внедрения подобной системы. Согласно исследованиям Организации здравоохранения (http://rdkb.ru/files/file2019.pdf), на 1 дошкольника в возрасте от 3 до 6 лет приходится 33 случая заболевания органов дыхания и 2,5 случая аллергических патологий. Цифры, мягко говоря, не обнадеживают. Кроме того, всезнайка-статистика сигнализирует нам и о случаях отклонения от нормы показателей окружающей среды в помещениях, где самые маленькие петербуржцы проводят свои дни: играют, учатся, спят и обедают. Несоблюдение температурно-влажностного режима, загрязненность воздуха, недостаток освещения в помещениях, где ребенок проводит большую часть своего времени, чреваты проблемами со здоровьем. Конечно, в большинстве дошкольных учреждений заботятся о благополучии своих воспитанников, данные параметры так или иначе контролируются, но неизбежно возникает ряд вопросов: насколько точно и при помощи каких приборов осуществляется мониторинг этих показателей, не допускается ли их выход за установленные нормативные границы?
Судите сами!
Экология. В течение двух месяцев в одной из групп 96-го детского сада Петроградского района с особым пристрастием и точнейшей автоматикой производились измерения содержания углекислого газа, загрязненности, температуры, влажности и освещенности помещений. Все показатели сохранялись и анализировались на предмет соответствия разрешенным значениям.
В результате выяснилось, что параметр содержания углекислого газа находится в пределах нормы. Однако во второй половине дня, когда малыши были увлечены подвижными играми, наблюдалось временное превышение уровня CO2. Узнав об этом, воспитатели стали чаще проветривать помещения и менять игровые локации.
По уровню загрязнения ни разу не было зафиксировано превышение допустимых норм. Это означает, что в группе на протяжении всего времени наблюдений поддерживался необходимый уровень чистоты. Освещение тоже подобрано и организовано правильно. Естественного и искусственного света в помещениях группы вполне достаточно для малышей и воспитателей. По температурному режиму были зафиксированы незначительные отклонения на 1-2 градуса. Кроме того, датчики отметили сухость воздуха. По всей видимости, это связано с отопительным сезоном и невозможностью проветривать помещение в холодное время года так часто, как хотелось бы. Решение проблемы не заставило себя ждать – необходима установка увлажнителей.
Безопасность. Ежедневно перед закрытием детского сада система переводилась в режим «Охрана». Утром режим отключался. За время мониторинга дважды было обнаружено несанкционированное проникновение в помещения группы. Руководителям тут же были отправлены оповещения по sms. Впрочем, ничего страшного, слава Богу, не произошло! И посторонними оказались самые обычные обитатели детского садика, один из сотрудников попросту забывал отключать режим «Охрана» перед открытием, и система принимала персонал, спешащий на свои рабочие места, за чужаков.
События. В течение всего срока наблюдений в хозблоке, где установлена раковина и посудомоечная машина, производился контроль водопроводных труб на предмет протечек или затопления. Ни одного подобного случая не обнаружено.
О выводах.
Администрация детского садика получила удобный инструмент контроля следования дневному распорядку группы. Благодаря статистическим данным «Умного сада» и их наглядному представлению в виде графиков, появилась возможность отслеживать трудовую дисциплину сотрудников, момент прихода детей утром, ухода на прогулку, обеда, игрового времени. И все это без непосредственного посещения группы – удаленно и даже на дисплее смартфона.
Так в чем же преимущества «Умного сада»?
Очевидно, что система как нельзя лучше справляется с ролью непредвзятого контролера в вопросах безопасности, экологии, трудовой дисциплины и соблюдения режима дня.
Важно и то, что использование данных системы позволяет не только контролировать, но и улучшать экологическую обстановку в образовательных учреждениях, что, в свою очередь, позволит эффективно решать вопросы охраны жизни детей и сотрудников.
Успешное пилотирование системы позволяет задуматься о более широком распространении «Умного сада» в образовательных учреждениях Петроградской стороны. Говорим с уверенностью, такие планы у администрации есть. В дальнейшем система будет совершенствоваться. Так, в скором времени «Умный сад» сможет следить за здоровьем малышей в периоды высокой эпидемической опасности, например, измерять температуру тела…

Комментарии запрещены.