Предпенсионный возраст

Федеральным законом № 350-ФЗ вводится понятие «предпенсионный возраст». Однако, федеральные законы, направленные на реализацию Федерального закона № 350-ФЗ, содержат различные определения предпенсионного возраста.

  1. Для применения налоговой льготы.

Согласно положениям Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ « О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» право на налоговую льготу имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

Учитывая, что эти нормы введены в Налоговый кодекс Российской Федерации именно в связи с повышением пенсионного возраста, при отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста в целях предоставления налоговых льгот, под необходимыми условиями следует также понимать исключительно пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (без соблюдения условий по страховому стажу и величине индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку следует иметь в виду, что данные условия на момент обращения гражданина за подтверждением статуса предпенсионера могут находиться в процессе приобретения, то есть они не статичны, более того, в соответствии с действующим законодательством страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента могут быть «выкуплены» [1] заинтересованным лицом).

Таким образом, в целях предоставления льгот и мер социальной поддержки к гражданам предпенсионного возраста следует относить лиц, достигших соответствующего предпенсионного возраста, без соблюдения каких-либо иных дополнительных условий.

Иными словами, главным критерием является именно возраст. В таком случае налоговыми льготами будут пользоваться мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (если они не относятся к категории лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, или не являются государственными служащими).

 

  1. Для применения гарантий по диспансеризации и занятости, а также уголовного преследования работодателей за необоснованный отказ гражданам предпенсионного возраста в приеме на работу и за необоснованное увольнение указанных граждан.

Положениями Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены гарантии для граждан предпенсионного возраста, которым предоставляются меры, способствующие их занятости, в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Статьей 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации также закреплены льготы для рассматриваемой категории граждан, предусматривающие, что работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

В рамках реализации указанных гарантий к гражданам предпенсионного возраста относятся лица, которые не более чем через пять лет достигнут пенсионного возраста, установленного Федеральным законом № 350-ФЗ (с учетом переходного периода).

На практике это будет означать, что по общему правилу в 2019 году сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста должны быть предоставлены женщинам, достигшим возраста 51 года, и мужчинам, достигшим возраста 56 лет[2] (общеустановленный пенсионный возраст согласно приложению 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[3] минус пять лет) (Приложение  № 1 – таблица определения граждан предпенсионного возраста для предоставления льгот, предусмотренных Законом № 1032-1 и Трудовым кодексом Российской Федерации).

            Вместе с тем следует помнить, что ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ предусмотрен особый (льготный) порядок назначения страховой пенсии по старости гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии. Таким гражданам страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Данная норма является льготой, в соответствии с которой гражданин может обратиться за назначением страховой пенсии по старости ранее установленного возраста, по сути касается срока назначения пенсии, а не нормативного пенсионного возраста.

            Поэтому данная льгота (по сокращению срока, с которого назначается пенсия) в рамках определения статуса лица предпенсионного возраста не применяется.

Таким образом, для указанных целей в 2019 году статус гражданина предпенсионного возраста будут иметь мужчины и женщины, достигшие возраста 56 лет и 51 год, в 2020 году – 57 лет и 52 года, в 2021 году – 58 лет и 53 года соответственно.

 

          Пример: женщине, 15 января 2019 года исполняется 55 лет, она должна была выйти на пенсию 15 января 2020, с учетом ч. 3 ст. 10 Федерального закона   № 350-ФЗ право на пенсию возникает 15 июля 2019 года. Таким образом, статус «предпенсионер» приобретет уже с 01.01.2019 (т.к. на указанную дату ей будет более 51 года). При этом, женщины в 2020 году могут быть отнесены к категории граждан предпенсионного возраста по достижении возраста 52 лет (не применяются переходные положения и не могут быть отнесены к категории лиц предпенсионного возраста женщины, достигшие в 2020 году возраста 51 года 6 месяцев (52 года – 6 месяцев (переходные положения).

 

  • Для применения региональных льгот.

            Отнесение гражданина к лицам предпенсионного возраста в целях предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных по законодательству Санкт-Петербурга и Ленинградской области, относится к компетенции непосредственно органов, предоставляющих указанные льготы.

            В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 27.09.2018 № 501-100[4]  и Законом Ленинградской области от 09.10.2018 № 95-оз[5] к гражданам предпенсионного возраста в целях получения мер социальной защиты (поддержки) и социальной помощи относятся лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно).

            По сообщениям Комитета по социальной защите населения Ленинградской области и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга истребование сведений об отнесении граждан к категории «предпенсионер» от Управлений ПФР  не требуется.

 

  • Отнесение граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии, к категории лиц предпенсионного возраста.

            Лица, претендующие на досрочное назначение страховой пенсии по старости, также имеют право на гарантии по занятости, диспансеризации и налоговые льготы.

            Для граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на которую определяется с учетом достижения соответствующего возраста категория «предпенсионер» определяется следующим образом:

1) постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – северные регионы), правоопределяющим основанием для подтверждения их статуса предпенсионера будет являться возраст для назначения «северной» пенсии, предусмотренный соответствующим правовым регулированием.

Если гражданин ранее работал в северных регионах, но теперь там не проживает, применяется дополнительное к возрасту условие – наличие требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) для многодетных матерей во внимание должен приниматься соответствующий возраст и наличие требуемого количества детей на дату обращения за подтверждением статуса;

3) в отношении других лиц, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии связано с работой по определенной профессии (Списки № 1 и № 2 и др.), а также одновременно зависит от возраста, необходимыми условиями для подтверждения статуса «предпенсионер» являются достижение предпенсионного возраста и факт работы по соответствующей специальности (должности, профессии и др.) на момент обращения за подтверждением искомого статуса.

Если гражданин ранее работал на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а затем прекратил, то в данном случае требуется соблюдение стажевых условий для назначения досрочной страховой пенсии на день обращения за установлением статуса «предпенсионер»;

4) для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для предоставления дополнительных гарантий по диспансеризации, предпенсионный возраст определяется исходя из возраста, дающего право на любую пенсию по старости, а в целях предоставления дополнительных гарантий, предусмотренных ст. 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» — исходя из возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Для граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии, назначение которой осуществляется независимо от возраста (к примеру, педагогические и медицинские, творческие работники, летчики и т.д.), для получения статуса «предпенсионер» только условие – наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ на день обращения за установлением статуса «предпенсионер».

В рамках определения статуса лица предпенсионного возраста норма ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ в части переходного периода также не применяется.

            Пример: медицинским работникам требуется 30 лет специального стажа работы в учреждениях здравоохранения. Если врач выработает данный стаж 15 января 2019, то с учетом переходного периода пенсия ему может быть назначена 15 июля 2019 года (через 6 мес. – переходный период для граждан, достигших возраста 55 женщины, 60 мужчины в 2019 году). Данный врач приобретет статус «предпенсионер» с 15.01.2019 (дата выработки стажа).

[1] Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

[2] За исключением граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение

[3] Далее – Федеральный закон № 400-ФЗ

[4] «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга в части обеспечения дополнительных гарантий социальной защиты граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно)»

[5] «О внесении изменений в статьи 1.5 и 8.1 Областного закона «Социальный кодекс Ленинградской области и                        в статью 1 областного закона «О ветеранах труда Ленинградской области»

Комментарии запрещены.